С лёгкостью бабочки она словно порхала по утренней росе... и осталась в нашей памяти одной из самых талантливейших певиц своего времени и своей удивительной страны. 73 года назад, 17 марта 1945 года, в небогатой семье в Порто Алегре (Бразилия) родилась Elis Regina (Элиш Режина Карвалью да Коста). Её отец был простым разнорабочим, а мать – дочерью португальского эмигранта. Элиш (также возможно произношение её имени как Элис) до сих пор считается одной из самых любимых и почитаемых звёзд бразильской эстрады, хотя судьба отпустила ей короткую жизнь. Она была не просто популярнейшей певицей, выступавшей с песнями в стиле босса-новы, соединявшем джаз с традиционной бразильской музыкой... Элиш Режина была настоящей королевой! Свой первый контракт с радиостанцией она получила уже в 13 лет – это была детская радиостанция «Rádio Farroupilha». А к 15-летию певицы в Рио-де-Жанейро была записана её первая пластинка. К 18-ти годам она окончательно перебралась в этот город. За свою недолгую и яркую жизнь Режина успела посотрудничать со многими известными авторами. В её звёздном списке – Антониу Карлуш Жобим, Винисиуш де Мораиш, Жилберту Жил, Шико Буарке, Баден Пауэлл, Милтон Насименту, Каэтану Велозу, Рита Ли, Виолетта Парра. Подписав контракт с телевидением и принимая участие в разных телепрограммах, Элиш очень быстро стала известной в Бразилии. Она получила свою первую награду на вокальном фестивале в 1965 году, исполнив песню «Arrastão», которая была почти запрещена военной хунтой. Своё прозвище Furacão (ураган) она получила именно после этого выступления – за настоящий взрыв эмоций на сцене. В 1966 году, когда ей было всего 21, она стала самой высокооплачиваемой певицей Бразилии. И до конца своей жизни, как, впрочем, и после смерти, она так и оставалась самой любимой и самой популярной певицей в Бразилии. В конце 1960-х и начале 1970-х годов, наряду с Гал Костой, Каэтано Велозу и Жилберту Жилом, Элиш Режина способствовала популяризации tropicalismo (Tropicalia) – музыкального течения, в котором традиционная бразильская музыка смешивалась с джазом, фанком, психоделическим роком и авангардом. А сотрудничество в 1974 году с Антониу Карлушем Жобимом ознаменовалось одним из величайших альбомов bossa nova всех времен – "Elis & Tom". И к прозвищу "Furacao" ("Ураган") добавилось "pimentinha" ("немного перца"), что отразило новые оттенки в исполнительском стиле и индивидуальности Режины. Элиш Режина всегда критиковала бразильскую диктатуру, военное правительство, капитализм, расовую и сексуальную несправедливость и вообще любые формы неравенства. Тексты её песен часто имели социалистический подтекст, и в 1980 году она вступила в Рабочую партию. Её лучшими песнями считаются "Como nossos pais" (Belchior), "Upa Neguinho" (E. Lobo and Gianfrancesco Guarnieri), "Madalena" (Ivan Lins), "Casa no Campo" (Zé Rodrix and Tavito), "Águas de Março" (Tom Jobim), "Atrás da porta" (Chico Buarque and Francis Hime), "O bêbado e a equilibrista" (Aldir Blanc and João Bosco), "Conversando no bar" (Milton Nascimento). Умерла Элиш Режина 19 января 1982 года в возрасте 36 лет в своём доме в Сан-Паулу от взаимодействия (возможно, по неосторожности) принятых одновременно кокаина, алкоголя и темазепама. Более 100 000 человек пришли в Сан-Паулу проводить её в последний путь. Не знаю как вам, но мне, глядя на Элиш на видео, кажется просто невозможным представить, что она 1945 года рождения. Она выглядит нашей современницей – такой естественной, женственной и открытой, что просто голова кружится... Королева! С уваЖЕНИем, Гимер. #ElisRegina #JazzCalendar #ZheniaGimer #BossaNova #JazzVocal #BrazilianJazz #17MarchJazz